Виртуальная реконструкция

Реконструкция третьего акта спектакля «Чайка» представляет собой секвенцию из девяноста шести мизансцен. Ниже представлены некоторые из них, полную версию можно скачать в формате Ms PowerPoint.

Краткое содержание III акта

Столовая в доме Сорина. Тригорин, Маша и Нина Заречная разговаривают в комнате. Из их беседы становится ясно: Константин Треплев неудачно стрелялся, приревновав Нину к Тригорину, а теперь хочет вызвать своего обидчика на дуэль. По этой причине писатель с Аркадиной собираются спешно уезжать из поместья.

Маша решила выйти замуж за Медведенко. Она не любит этого слабого, не очень умного учителя, но ее страсть к Константину Треплева безнадежна. Маша решила «вырвать ее из сердца с корнем» выяйдя замуж и погрузившись в семейные хлопоты.

Нина размышляет, стоит ли ей идти в актрисы. Тригорину она дарит на прощание медальон с его инициалами. Нина хочет сказать писателю еще что-то, но, заметив приближение Аркадиной, быстро уходит, умоляя Тригорина увидеться на две минуты перед самым ее отъездом.

Заметив уходящую Нину, Аркадина проявляет недовольство. Взаимная тяга между Заречной и Тригориным уже не секрет для нее. Тригорин рассматривает подаренный Ниной медальон. На оборотной стороне выгравировано название его книги – «Дни и ночи» – и надпись: «страница 121, строки 11 и 12». Эта книга есть в шкафу у Сорина. Тригорин идет смотреть, что содержится в указанных Ниной строках.

Здоровье пожилого Сорина заметно слабеет. С ним часто случаются головокружения. Сорин говорит с сестрой о Константине, советуя дать ему хоть немного денег, а то он уже три года носит один сюртук, не имеет даже пальто. Сорин убеждает Аркадину, что недорогая поездка за границу могла бы помочь ее сыну развеяться и забыться. Однако Аркадина, имеющая 70 тысяч в банке, дать деньги отказывается.

Входит Константин с повязкой на голове. Между ним и матерью происходит разговор о Тригорине. Треплев отзывается о нем очень зло и саркастично, обвиняет в трусости: писатель уезжает, чтобы уклониться от дуэли. Аркадина уговаривает сына больше не ссориться с Тригориным, но Константин высмеивает и ее саму за связь с явно изменяющим ей мужчиной. Возбужденный Треплев обвиняет мать и Тригорина в бездарности, в желании душить новые формы искусства, уверяет, что он талантливее их. Мать в ответ называет его приживалом и оборвышем, неспособным написать даже водевиля.

Расстроенный Константин уходит. Возвращается Тригорин. Он держит в руках книгу «Дни и ночи» и читает строки, указанные Ниной на медальоне: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее». Тригорин уговаривает Аркадину остаться в поместье еще ненадолго, даже не скрывая, что причина тому - увлечение Ниной. Аркадина обнимает и целует его, становится перед ним на колени, умоляя сегодня же уезжать. Тригорин сначала говорит, что хочет юной, поэтической, уносящей в мир грез любви, но после льстивых уговоров Аркадиной начинает бормотать о своем безволии, вялости, рыхлости и соглашается ехать. Аркадина про себя торжествует победу над ним.

Шамраев сообщает, что лошади поданы. Идут последние приготовления к отъезду. Все выходят, но Тригорин вскоре возвращается: он якобы забыл трость. У двери к нему бросается Нина и говорит, что на днях, как и они, едет в Москву – поступать в актрисы. Тригорин просит ее остановиться в «Славянском базаре» и дает свой адрес. Уговорившись встретиться в Москве, они застывают в поцелуе…