Спектакль

17 ОКТЯБРЯ
1896

Премьера
на Александринской сцене

Пьеса в четырёх действиях Антона Павловича Чехова, написанная в 1895—1896 годах и впервые опубликованная в журнале «Русская мысль», в № 12 за 1896 год. Премьера состоялась 17 октября 1896 года на сцене петербургского Александринского театра.

Антонина Михайловна Дюжикова
(1853 – 1937)

роль: Аркадина

Драматическая актриса санкт-петербургских Императорских театров...

Антонина Михайловна Дюжикова
(1853 – 1937)

Антонина Михайловна Дюжикова – драматическая актриса санкт-петербургских Императорских театров –  родилась в 1853 г. Училась в Санкт-Петербургском театральном училище. Начав сценическую карьеру (в роли Марьи Андреевны в "Бедной невесте") весьма успешно, Дюжикова затем несколько лет оставалась в тени. Лучшие ее роли: Марьица ("Каширская старина"), Катерина ("Гроза"). Была знакома с Ф.М. Достоевским. В 1896 г. в первой постановке «Чайки» А. П. Чехова исполнила роль Аркадиной. Последние годы выступала главным образом в характерных ролях. Ее игра, типичной представительницы «петербургской школы», отличалась тонким изяществом. В 1902 г. по болезни покинула сцену. Скончалась в 1937 г. В Ленинграде.

Роман Борисович Аполлонский
(1865 – 1928)

Роль: Треплев

Обладая блестящей внешностью, красивым голосом и изысканными манерами, в молодости исполнял роли «первых любовников»...

Роман Борисович Аполлонский

(1865 – 1928)

Роман Борисович Аполлонский – русский драматический актер – родился в 1865 г.

В 1881 г. окончил балетное отделение Театрального училища в Петербурге. В том же году был определен в труппу Александринского театра, где играл до конца жизни.

В летние сезоны выступал в Одессе, Киеве, Харькове и других городах.

Обладая блестящей внешностью, красивым голосом и изысканными манерами, Аполлонский в молодости исполнял роли «первых любовников»: Гамлет, Фердинанд, Чацкий. Однако свои лучшие образы он создал, когда перешел на характерные роли.

Аполлонский играл также Протасова («Живой труп»), Тарелкина («Дело»).

После Октябрьской революции Аполлонский был заведующим художественной частью бывшего Александринского театра, затем членом директории и управляющим этого театра (до 1920 г.).

В 20-е годы, изредка появлявшийся на сцене Аполлонский снялся в нескольких немых фильмах. Чуть позже он стал старостой театральной церкви на Фонтанке.

Умер Роман Борисович Аполлонский в 1928 г.в Ленинграде, похоронен на Новодевичьем кладбище монашеским чином.

Владимир Николаевич Давыдов
(1849–1925)

Роль: Сорин

Актер, создавший галерею реалистических портретов, театральный педагог, народный артист Республики (1922)...

Владимир Николаевич Давыдов
(настоящее имя – Иван Николаевич Горелов)

(1849–1925)

Владимир Николаевич Давыдов – актер, создавший галерею реалистических портретов, театральный педагог, народный артист Республики (1922). Родился 7 января 1849 в Новомиргороде Херсонской губернии в благополучной дворянской семье военного. С детства проявлял страсть к лицедейству, уже гимназистом в Тамбове сыграл такие роли как Бобчинский в «Ревизоре» Н.Гоголя, Пимен в пушкинском «Борисе Годунов»е, Сваха в «Женитьбе» Гоголя, Простакова в «Недоросле» Д.Фонвизина.

Не сумев поступить в Московский университет, проводил все время на спектаклях Малого театра, познакомился с творчеством его корифеев: И. Самарина, С. Шумского, В. Живокини, др. Непосредственное участие в судьбе юноши проявил И. Самарин, дав ему первые уроки актерского мастерства и рекомендацию в орловскую труппу «на выхода».

В 1867–1880 гг. выступал на сценах провинции, переиграв десятки различных по масштабу и амплуа ролей (всего он сыграл 547 ролей). Блистал в дивертисментах, выступая как куплетист и рассказчик, фокусник и исполнитель песен и романсов. Музыкальность способствовала успеху актера в модной оперетте (переиграл весь опереточный репертуар провинции), а также в старинных водевилях, где необходимо было безупречное владение пластикой. Главным было освоение классического русского репертуара. Его талант наиболее полно раскрылся в знаменитой антрепризе П.М. Медведева. Начиная с амплуа «простаков», в котором выделялся привлекающим оптимизмом, искренностью и задором, Давыдов также осваивал роли противоположного плана (Арбенина в лермонтовском «Маскараде»).

Целую галерею человеческих типов сыграл в драматургии А.Н. Островского, который чрезвычайно ценил незаурядного артиста. Первые свои роли в этом репертуаре (Ипполит – «Не все коту масленица», Бальзаминов – «Женитьба Бальзаминова») проработал под руководством А.И. Шуберт. В пьесе «Гроза» сыграл Кудряша, Бориса и Тихона. А в пьесе «Лес» играл Буланова и Аркашку, в «Бешеных деньгах» – Василькова и Кучумова, в «Доходном месте» – Белогубова, Жадова, Юсова, в «Бесприданниц»е – Карандышева и Робинзона; Мурзавецкого в «Волках и овцах»; Бородкина в «Не в свои сани не садись» и т.д. Роль же Подхалюзина в пьесе «Банкрот или свои люди сочтемся» Островский репетировал с артистом лично.

В провинции приступил к ролям, сопровождавшим его всю жизнь, таким как Расплюев из «Свадьбы Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, впоследствии ставшим образцом актерского мастерства в деле создания типичного образа русской действительности, сочетавшего комичность характера с сатирической горечью и сочувствием к пропавшему и обездоленному человеку.

С 1880 г. стал актером императорского Александринского театра. Продолжал ориентироваться на образцы русской классики. Доводил до совершенства одну из любимых ролей, Митрофана в «Недоросле» Фонвизина, отпраздновал 50-летие «Ревизора» Н.В. Гоголя ролями Городничего, сыграв также Подколесина из «Женитьбы», Замухрышкина в Игроках и др. гоголевские роли, поразив не только тонкостями мастерства, но и точным проникновением в гоголевский юмор. Одной их характерных черт комедийного дарования было отсутствие комикования: чем серьезнее был актер в роли, тем смешнее выглядел тот или иной характер. Сатирическим краскам предпочитал человеческий подход к своим героям, рождавший сплав иронии и драматизма, понимание смеха, близкое гоголевскому.

В 1886–1888 гг. – Давыдов служит в театре Ф.А. Корша. Его появление в Москве стало театральным событием. Сыграл Городничего и Фамусова в грибоедовском «Горе от ума». Познакомил Москву с «Делом» А.В. Сухово-Кобылина, воскресил роль Мошкина из тургеневского «Нахлебника». Главным событием того периода стал выход Давыдова в чеховском Иванове, а позже в постановке Чайки, потерпевшей неудачу в Александринском театре (в 1896 г. Чехов отметил с положительной стороны лишь игру В.Ф. Комиссаржевской и Давыдова в роли Сорина).

В 1888 г. под давлением общественного мнения дирекция Александринского театра добилась возвращения Давыдова в Петербург, где он прослужил до 1924 г. Количественно список сыгранных им за то время ролей намного превышает качественную сторону сценического материала. К галерее гоголевских типов за это время прибавился Чичиков в инсценировке «Мертвых душ», ряд значительных ролей в поздних пьесах А.Н.Островского. С теплотой и сочувствием к маленькому человеку играл Оброшенова в «Шутниках. Не прошли мимо и пьесы Л.Н. Толстого («Плоды просвещения», «Власть тьмы»). На подмостках разных театров приобщился к творчеству А.М. Горького (Лука, Бессеменов в пьесах «На дне», «Мещане»). Это свидетельствует о его интересе к современным поискам театра, несмотря на стойкое неприятие им искусства режиссуры. Он был убежден в самодостаточности актерского творчества и его приоритете в системе театра. Обращался и к классике зарубежной. Яркие фигуры были воссозданы им в таких ролях, как Гарпагон («Скупой»), Скапен («Проделки Скапена»), Журден («Мещанин во дворянстве»), Жорж Данден («Жорж Данден»), Сганарель («Школа муже»й), Оргонт («Тартюф»). Его исполнение отличалось жизнерадостностью и отсутствием грубой буффонады. Близок Давыдову был и шекспировский театр. Только в «Гамлете» сыграл несколько ролей: могильщика и актера, Лаэрта, Полония и Клавдия. Блистал в шекспировских комедиях, играя Клюкву («Много шума из ничего)», Грумио («Укрощение строптивой»), Фальстафа («Виндзорские проказницы») и др.

В 1924 г. по приглашению А.И. Южина поступает на сцену Малого театра. Последней ролью стала роль Матроса в одноименной пьесе Соваж и Делюрье.

Его называли наследником традиций. В процессе работы над ролью категорически отвергал путь к творчеству через вдохновение. Его путь шел от кропотливой вдумчивой работы ума и сердца к эмоциональному взлету и творческой свободе. С 1883 г. преподавал в Петербургском театральном училище. Среди учеников Давыдова: В.Ф. Комиссаржевская, Н.Н. Ходотов, Л.С. Вивьен и др.

Умер 23 апреля 1925 в Москве. 

Вера Федоровна Комиссаржевская
(1864 – 1910)

Роль: Заречная

Русская драматическая актриса. В сезоне 1888 – 1889 гг. Комиссаржевская дебютировала на любительской сцене в Петербурге...

Вера Федоровна Комиссаржевская

(1864 – 1910)

Вера Федоровна Комиссаржевская – русская драматическая актриса –  родилась 8 ноября (27 октября по старому стилю) 1864 года в Петербурге.

Вера Федоровна –  старшая дочь оперного певца Мариинского театра Федора Комиссаржевского и Марии Шульгиной, дочери командира Преображенского полка.

Училась в частной гимназии Оболенской, а также Коломенской и Петербургской гимназиях, была пансионеркой Ивановского училища и Виленского института благородных девиц.

Из-за тяжелой финансовой ситуации, случившейся по причине развода родителей, вышла замуж за художника графа Владимира Муравьева. Из-за неудавшегося брака Вера пыталась отравиться и провела месяц в психиатрической больнице с диагнозом «острое помешательство».

В конце 1880-х годов она брала уроки у артиста Александринского театра и педагога Владимира Давыдова, которому была очевидна самобытность ученицы, заложенная в природе ее дарования.

В сезоне 1888 – 1889 гг. Комиссаржевская дебютировала на любительской сцене в Петербурге.

С 1890 по 1891 гг. выступала в Москве в спектаклях Общества искусства и литературы, одним из организаторов которого был ее отец.

В программном спектакле "Плоды просвещения" Льва Толстого под псевдонимом Комина сыграла роль Бетси.

В начале 1890-х годов Комиссаржевская работает в труппе Николая Синельникова в Новочеркасске, Константина Незлобина в Вильно (ныне Вильнюс, Литва). С успехом играет в комедиях и водевилях. Драматический талант актрисы проявился в пьесах Германа Зудермана «Бой бабочек», Александра Островского «Бесприданница».

Летом 1894 г. ее выступления в пригородах Петербурга привлекли внимание столичных театральных кругов, Комиссаржевская была приглашена на казенную сцену.

В 1896 – 1902 гг. играла в петербургском Александринском театре. Ее творчество отличалось лирической откровенностью, душевной исповедальностью, утонченным музыкально-поэтическим строем. Актриса играла многие ставшие знаменитыми роли: Ларису и Варю в «Бесприданнице» и «Дикарке» Александра Островского, Нину Заречную в «Чайке» Антона Чехова, Наташу в»Волшебной сказке» Игнатия Потапенко, Марикку в «Огнях Ивановой ночи» Генриха Зудермана.

Актриса выступала в классических произведениях, исполняя роли Софьи в «Горе от ума» Александра Грибоедова, Маргариты в «Фаусте" Иоганна Гете, Дездемоны в «Отелло» Уильяма Шекспира.

В 1902 – 1904 гг. Комиссаржевская провела двухгодичное турне по России, целью которого стал сбор средств для собственного театра.

Осенью 1904 г. она открыла новый Драматический театр в помещении петербургского Пассажа. Центральное место в репертуаре заняли спектакли «Дядя Ваня» Чехова, «Дачники» и «Дети солнца» Максима Горького, «Кукольный дом» и «Строитель Сольнес» Генрика Ибсена.

В начале сезона 1906 – 1907 гг. одновременно с переездом в новое помещение на Офицерской улице (ныне улица Декабристов) в театр был приглашен в качестве режиссера Всеволод Мейерхольд. Эксперименты в области символистского театра, осуществленные им в постановках «Гедда Габлер» Ибсена, «Сестра Беатриса» Мориса Метерлинка, «Жизнь человека» Леонида Андреева, поначалу увлекли актрису, но через год наступило разочарование, приведшее к конфликту и разрыву.

В 1907 – 1909 гг. в театре режиссировали брат актрисы Федор Комиссаржевский, Николай Евреинов, Аркадий Зонов.

Весной 1908 г. Комиссаржевская совершила гастрольную поездку в Америку. Несмотря на успех, ее не покидали сомнения, неудовлетворенность, доходящая до отчаяния.

Запрет на показ «Саломеи» Оскара Уайльда в переводе-переделке Натальи Бутковской под названием «Царевна» подорвал бюджет театра.

В феврале 1909 г. актриса, в последний раз выступив перед петербургской публикой в спектакле»Кукольный дом» Ибсена, отправилась с театром в длительное турне по России.

Осенью 1909 г. в письме из Ташкента, обращенном к труппе, объявила о своем уходе из театра.

23 февраля (10 февраля по старому стилю) 1910 г. Вера Комиссаржевская скончалась в Ташкенте (ныне Узбекистан) от черной оспы.

Ее похороны в Александро-Невской лавре в Петербурге превратились в грандиозное шествие тысяч людей, провожавших актрису в последний путь.

 

Антонина Ивановна Абаринова
(1842 – 1901)

Роль: Полина

Российская оперная певица (контральто, впоследствии меццо-сопрано) и драматическая актриса...

Антонина Ивановна Абаринова
(настоящая фамилия – Рейхельт)

(1842 – 1901)

Антонина Ивановна Абаринова –  российская оперная певица (контральто, впоследствии меццо-сопрано) и драматическая актриса. Воспитание получила в санкт-петербургском патриотическом институте. Училась пению в Петербурге, Милане, в 1874 г. брала уроки у Полины Виардо в Париже. В Одессе работала в итальянской труппе под псевдонимом Реджи. Выступала на провинциальных оперных сценах (контральто, позже меццо-сопрано). В 1872 г. успешно исполнила в Петербурге партию Периколы в оперетте Оффенбаха «Птички певчие», после чего была зачислена в штат Императорских театров в Санкт-Петербурге, где с успехом исполняла разнообразные роли, как русского, так и иностранного репертуара. Некоторые партии: Ваня в опере М. Глинки «Иван Сусанин», Княгиня, Лаура в операх «Русалка» и «Каменный гость» Даргомыжского, Спиридоновна в опере Серова «Вражья сила» , Памела а опере Обера «Фра-Дьяволе».

С 1878 г. и до конца жизни служила в Александринском театре, исполняя преимущественно комедийные роли. Больше всего ей удавались роли светских барынь.

Исполнила роль Полины Андреевны Шамраевой в первой постановке пьесы Чехова «Чайка».

Первая исполнительница партии Хозяйки корчмы в опере «Борис Годунов» Мусоргского (полная версия редакции 1874 г.).

Похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

 

Мария Михайловна Читау
(1860-1935)

Роль: Маша

Актриса русского театра, литератор –  по мужу Кармина, по сцене «Читау-2», псевдоним «Кармина»...

Мария Михайловна Читау
(настоящая фамилия – Огарева)

(1860-1935)

 

Мария Михайловна Читау – актриса русского театра, литератор –  по мужу Кармина, по сцене «Читау-2», псевдоним «Кармина».

В 1876(78)-1900 гг. служила в Александринском театре. Первая исполнительница роли Маши в пьесе Чехова «Чайка», поставленной в Александрийском театре впервые 17 октября 1896 г.: «Роли в «Чайке» распределял сам А.С. Суворин. М.Г. Савина должна была играть Нину Заречную, Дюжикова 1-я –  Аркадину, Абаринова – Полину Андреевну, Машу – я. В главных ролях из мужского персонала участвовали: Давыдов, Варламов, Аполлонский, Сазонов. На считку «Чайки» мы собрались в фойе артистов. Не было только Савиной и автора. Савина прислала сказать, что больна. Но, конечно, не ее присутствие интересовало собравшихся, а присутствие и чтение самого автора. Начались репетиции. Автор еще не приехал из Москвы. Савина продолжала хворать, и реплики Заречной читал нам помощник режиссёра Поляков.» [Фокин Павел Евгеньевич. Фокин Павел - Чехов без глянца. — 2009.]

Бывала в доме у родителей будущего адвоката Анатолия Кони. Оставила воспоминания о А.П. Чехове.

С 1900 г.  занималась педагогической деятельностью. После революции уехала в эмиграцию. В 1930 г. снялась в немецком фильме «Белый дьявол» (англ. White Devil, нем. Der Weiße Teufel). Скончалась в 1935 г.

 

Николай Фёдорович Сазонов
(1843 —1902(3))

Роль: Тригорин

Русский драматический артист. Впервые выступил на сцене в провинциальном театре под псевдонимом Шувалов...

Николай Фёдорович Сазонов

(1843 —1902(3))

Николай Федорович Сазонов – русский драматический артист – родился в семье чиновника. Впервые выступил на сцене в провинциальном театре под псевдонимом Шувалов. По окончании курса в Санкт-Петербургском театральном училище принят в 1864 г. на сцену Александринского театра. Сценическая внешность, неподдельная весёлость, отчётливость исполнения, артистический огонёк, пластичность и музыкальность создали Сазонову заслуженную репутацию первоклассного русского артиста.

В эпоху господства в 1870-е гг. на императорской сцене оперетты, Сазонов был одним из её наиболее ярких представителей: Парис в «Прекрасной Елене», Пикилло в «Птичках певчих» Ж. Оффенбаха, Питу в «Дочери рынка» Ш. Лекока и др.

В 1870–80-х гг. Сазонов преимущественно выступает в амплуа любовников и простаков в бытовых комедиях, в том числе в пьесах А. Н. Островского, в которых он показал всю гибкость своего дарования (Гольцов – «Шутники», Митя – «Бедность не порок», Бородкин – «Не в свои сани не садись», Вася – «Горячее сердце»); одна из ролей: второй мужик в пьесе «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого, причем для этой роли грим был сделан по рисунку И. Е. Репина – всего сыграл 25 ролей. Много играл в популярных пьесах В. А. Крылова.

Позднее стал играть пожилых резонёров в комедиях – одной из самых ярких ролей считается Тарелкин в «Деле» А. В. Сухово-Кобылина (1882).

Несмотря на громадное количество ролей, в которых появлялся Сазонов, он всегда относился к ним с большим тщанием. Лучшие роли Николая Фёдоровича: Чацкий (1880-е гг.) и Репетилов (1890-е гг.), Чичиков и Ноздрёв («Мёртвые души»), Тарелкин (драма «Дело» Сухово-Кобылина, 1882 г.), Сергей Хлопонин («Злоба дна»), Малов («Дикарка»), Тартюф (одноимённая пьеса Мольера), Кудряев («Нищие духом»).

Первый исполнитель роли Тригорина в «Чайке» А. П. Чехова в 1898 г.

В 1888–1891 годах Сазонов преподавал на Драматических курсах Театрального училища. В 1898 и 1899 гг. ведению Сазонова были поручены санкт-петербургские театры попечительства о народной трезвости.

Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, в 1936 г. перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.

Модест Иванович Писарев
(1844 – 1905)

Роль: Дорн

Русский актёр, педагог, критик, один из организаторов «Товарищества русских актёров» (совместно с В.П. Андреевым-Бурлак)...

Модест Иванович Писарев

(1844 – 1905)

Модест Иванович Писарев –  русский актёр, педагог, критик, дальний родственник Писарева Дмитрия Ивановича, муж русской актрисы П.А. Стрепетовой, один из организаторов «Товарищества русских актёров» (совместно с В.П. Андреевым-Бурлак).

Родился 2 февраля 1844 года в Кашире и провёл ранние годы детства в небольшом имении своего отца, Ивана Петровича Писарева – потомственного дворянина. Когда Модесту пошёл двенадцатый год, родители отдали его в одну из московских гимназий. В 1865 г. окончил юридический факультет Московского университета. Творческий путь Писарева начался в московских театральных кружках. С 1859 г. он выступал на любительской сцене. Профессиональную сценическую деятельность начал в 1867 г. в Симбирске. Работал в Оренбурге, городах Поволжья, Урала, затем в Москве (театр А. А. Бренко, театр Корша и др.), с 1885 г. в Александринском театре в Петербурге. В Александринском театре Писарев дебютировал ролью Несчастливцева. За 19 лет службы в театре сыграл 17 ролей в пьесах Островского.

Замечательный исполнитель драматических ролей бытового репертуара: Русаков, Несчастливцев («Не в свои сани не садись», «Лес» Островского), Ананий Яковлев («Горькая судьбина» Писемского) и др. Один из образованнейших актёров своего времени, Писарев по эстетическим взглядам был близок В.Г. Белинскому, Н.А. Добролюбову, Н.А. Некрасову. В своих критических статьях активно поддерживал А.Н. Островского. Подготовил к изданию первое полное собрание сочинений Островского (Санкт-Петербург, 1904–1905 гг.). Личное знакомство Писарева и Островского состоялось в 1861 г., – они вместе играли в любительском спектакле («Свои люди – сочтемся!»), где Островский исполнил роль Подхалюзина, Писарев – Тишки.

В 1877 г. женился на Пелагее Антипьевне Стрепетовой, Писарев с огромным успехом гастролирует с ней в Харькове, Киеве, Петербурге. Это момент наивысшего расцвета его творчества. Однако их личная жизнь сложилась несчастно, спустя некоторое время они разошлись. Но Писарев до последних дней своей жизни сохранил к Стрепетовой, как к актрисе, чувство восхищенного благоговения: любил рассказывать своим многочисленным ученикам, как исполняла она те или иные места своих ролей. В браке родился сын Виссарион (назван в честь В.Г. Белинского).

В 1901 г. Писарев тяжело заболел. Денег на лечение у него не было, так как Дирекция императорских театров, невзлюбившая Писарева, еще за несколько лет до того без всякого основания вдвое сократила его жалованье. О его тяжёлом положении заговорила пресса, сравнивая больного, лишённого сил актера с «ослепшим художником», с «потерявшим голос певцом». Актёры Александринского театра устроили спектакль «в пользу больного товарища».

Писарев умер 30 сентября 1905 г. На лентах погребальных венков стояли имена крупнейших актеров, имена его учеников и любивших его зрителей. Тут были и живые цветы от В. Ф. Комиссаржевской. Был похоронен на Никольском кладбище в Санкт-Петербурге. В 1936 г. прах перенесён в некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище (Санкт-Петербург) Александро-Невской Лавры.

Александр Семенович Панчин
(1858 – 1906)

Роль: Медведенко

Артист Александринского театра...

Александр Семенович Панчин

(1858 – 1906)

Артист Александринского театра. Муж Ольги Федоровны Панчина-Бурмистровой

Бывший муж Марии Михайловны Кармина-Читау

Д.Н. Локтев

Роль: Яков

Артист Александринского театра...

Д.Н. Локтев

Артист Александринского театра, исполнитель роли Якова в пьесе «Чайка» в постановке Е. П. Карповой 1896 г. Подробных биографических сведений не найдено

Александра Николаевна Нальханова

Артистка Александринского театра...

Александра Николаевна Нальханова

Артистка Александринского театра. Подробной биографии артистки не сохранилось. Однако, благодаря записям Ежегодника Императорских театров, известно, что на сцену Нальханова поступила 1 ноября 1891 г. В ее репертуаре были роли в 30 пьесах, в которых она выходила до 119 раз в сезон. На выходах Нальханова принимала участие в 15 пьесах. В частности, исполняла роль Горничной в пьесе «Чайка». 

Распределение ролей

Мифология «Чайки» включает в себя и знаменитую историю распределения ролей в премьерном спектакле. Всем известно, что премьерша александринской сцены М. Г. Савина, которой первоначально была предложена роль Нины Заречной, уже в процессе репетиций отказалась ее играть. Все в один голос уверяли, что с появлением в труппе В. Ф. Комиссаржевской для М. Г. Савиной совпал болезненный процесс перехода на возрастные роли, и боясь оказаться смешной и потерпеть фиаско в роли молодой девушки, Савина сначала выдвинула встречное предложение сыграть Машу, а потом и вовсе отказывалась от участия в спектакле. Между тем, для Савиной имелась в пьесе как нельзя более подходящая роль, и многие артисты, да и сам Карпов, предпочли бы ее видеть в роли Аркадиной.

Впоследствии в рецензии на «Чайку» С.В. Танеев будет упрекать театр в том, что Аркадину не сыграла ни М. Г. Савина, ни Н. С. Васильева, весьма подходящие к этой роли. Если фамилия Н. С. Васильевой даже не возникала в ходе обсуждения ( тому были, вероятно свои причины, связанные с довольно «прохладным» отношением к ней дирекции), то с М. Г. Савиной все обстояло достаточно сложнее. Взять Аркадину значило бы для Савиной определенным образом сдать позиции. Если в роли Маши соперничество с Комиссаржевской могло происходить на равных, то образ Аркадиной слишком явно мог ассоциироваться с самой Савиной. Е. И. Левкеева, комическая актриса, взявшая «Чайку» для своего бенефиса, говорила в разговоре с М. М. Читау, игравшей в спектакле Машу, что Савина будет бесподобна в роли провинциальной актрисы. Но именно это и предостерегало многих от прямого предложения Савиной этой роли. Ю. М. Юрьев в своих воспоминаниях рассказывает даже целый эпизод, связанный с отказом Савиной от участия в спектакле. 


Антон Чехов
автор пьесы

Антон Павлович Чехов

(1860 –  1904)

Чехов родился в Таганроге в семье купца. Первоначальное обучение получил в греческой школе-гимназии, куда поступил в 1868 г. Затем будущий писатель продолжил образование в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 г. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.

Дебют Чехова в печати состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску. Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 г. («Сказки Мельпомены»). На творчество того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого.

Затем писатель долгое время путешествовал по Сахалину (апрель-декабрь 1890 г.). Там он изучал жизнь ссыльных. Произведения Чехова «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке.

После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям (1892-1899 гг.). В то время было написано много произведений, среди которых: пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня».

Признание Чехова как театрального драматурга тесно связано с Московским Художественным театром. Именно на его сцене «Чайка», провалившаяся в 1896 г. В С.-Петербурге, два года спустя стала заслуженным триумфом Чехова-драматурга на сцене МХАТа. Е.П. Карпов е смог передать своеобразия чеховской драматургии, представив пьесу как бытовую драму. «Провал» «Чайки» - богатая тема для исследования. Именно поэтому в данном проекте предпринята попытка объемно и наглядно воссоздать ту постановку, чтобы дать возможность проанализировать, какие особенности спектакля повлияли на его неуспех. Таким образом, можно будет составить свое мнение о спектакле Е. П. Карпова, а не полагаться исключительно на мнение прессы тех лет.

В конце 1890-х, начале 1900-х г.г. Чехов является признанным мастером, его произведения вызывают массу литературных споров и, как следствие, общественно-политический резонанс. Чехов ставит перед собой и читателями вопросы совести и ответственности за свою жизнь.

Туберкулез вынуждает  Чехова зиму 1900-1901 гг. провести в  Ялте, где у него в гостях бывают Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан, М. Горький.

Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах.

Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2 (15) июля 1904 г.


Евтихий Карпов
режисссер

Евтихий Павлович Карпов

(1857 – 1926)

Драматург, режиссер

Родился в городе Карачеве в семье почтмейстера. Мать Карпова умерла, когда Евтихий был еще совсем маленьким, и его воспитанием занималась старшая сестра Софья Павловна (в замужестве Рогачева). В 1865 – 1867 гг.  учился в Брянске, а с 1867 года – в Орле. Продолжил обучение в Москве в Межевом училище. Е.П. Карпов состоял в партии «Народная Воля», ходил в «народ», за что преследовался: сидел в тюрьме, а также ссылался в Сибирь.

Первый рассказ Карпова «Ополченец» был опубликован в петербургском журнале «Свет» в 1878 году. В 1881 году в тюрьме он написал народную драму «Тяжкая доля». В 1885 году Карпову разрешили вернуться на жительство в Орел. Здесь он работал в газете «Орловский вестник» (выступал под псевдонимом «Никто, Я»). Пишет пьесы: «На земской ниве», «На развалинах прошлого», «Житье привольное».

В 1887 году Е.П. Карпов переехал в Ярославль, где впервые попал на сцену в качестве актера, черездва года занялся режиссерской деятельностью. Ставил спектакли для крестьянских семей под Петербургом, для рабочих Невской заставы. В эти годы он пишет пьесы «Рабочая слободка», «Жрица искусства», «Ранняя осень», «Рай земной». В марте 1893 года «Ранняя осень» была поставлена на сцене петербургского Императорского Александринского театра, одну из ролей в пьесе играла знаменитая актриса М.Г. Савина.

С 1896-го по 1900-й год Карпов работает главным режиссером Александринского театра. Здесь впервые в России им была поставлена чеховская «Чайка» (1896), где главную роль Нины Заречной сыграла любимая актриса Евтихия Павловича – Вера Комиссаржевская. После ухода в 1900 году из Александринского театра, Карпов служит режиссером в Суворинском театре (Малый петербургский театр). Здесь он поставит свои пьесы: «Шахта «Георгий»», «Пожар Москвы (1812)», «Победитель», «Недруги». Обязательными в репертуаре Е.П. Карпова были пьесы А.Н. Островского, которого Евтихий Павлович боготворил. В репертуаре режиссера Карпова были также пьесы Л. Андреева («Дни нашей жизни», «Милые призраки»), А.М. Горького («На дне», «Мещане»), «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Горе от ума» А.С. Грибоедова. После 15-летнего перерыва, в 1916 году, Е.П. Карпов вновь становится режиссером Александринского театра, где и работает до конца своей жизни.

Евтихий Карпов был знаком и вел переписку со многими известными и знаменитыми людьми России. Это: К. Станиславский, Вл. Немирович – Данченко, К. Варламов, В. Давыдов, М. Савина, П. Стрепетова, В. Комиссаржевская, М. Ермолова, А. Чехов, Г. Успенский, Вс., Мейерхольд, Л. Вивьен, Ю. Юрьев, А. Куприн, В. Короленко, А. Блок, С. Есенин.

Умер Евтихий Павлович Карпов в Ленинграде  и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры, по завещанию невдалеке от могилы В.Ф. Комиссаржевской.


Франц Шуберт
композитор

Франц Петер Шуберт

(1797 — 1828)

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, основоположник романтизма.

Родился в пригороде Вены в многодетной семье. Еще в детстве проявилось большое увлечение музыкой: Шуберт играл на скрипке, фортепиано с раннего возраста. В 11 лет он поступил в придворную капеллу, где стал обучаться теории, а также игре на других инструментах.

Первые произведения Шуберта были написаны в 1814 г. Песенная музыка Шуберта была продолжением стиля Людвига ван Бетховена. Первую популярность композитор Шуберт ощутил в 1816 г., после написания баллады «Лесной царь». Дальнейшее творчество Шуберта еще более раскрыло его мелодический талант. Особенно отмечены песни, симфонии Шуберта из сборников «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь».

«Серенада» Шуберта из сборника «Лебединая песня», а также песни «Приют», «У моря» обрели мировую известность. Некоторые произведения, например, неоконченная симфония Шуберта (си минор), большая симфония и прочие, являются продолжением музыки Бетховена.

Композитор написал около 600 композиций. Вальсы Шуберта составляют большую долю среди 400 танцев, написанных для игры на фортепиано в 4 руки. Не смотря на это, почти всю биографию Франц Шуберт испытывал недостаток средств.

Скончался Шуберт 19 ноября 1828 года на 32 году жизни от тифа.

В спектакле «Чайка» 1898 г. Был использован в качестве музыкального сопровождения Вальс си-минор.

В.Н.Давыдов
П.А.Стрепетова
М.Г.Савина
К.А.Варламов
Арди
Е.И.Левкеева
А.М.Дюжикова
Локтев
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации
Декорации. Большой альбом
Декорации. Большой альбом
Декорации. Большой альбом
Декорации. Большой альбом
Декорации. Большой альбом
Занавес бархатный
Занавес Роллера
Аркадина. Отрисовка Юлии Безбах
Маша. Отрисовка Юлии Безбах
Маша. Отрисовка Юлии Безбах
Медведенко. Отрисовка Юлии Безбах
Нина. Отрисовка Юлии Безбах
Тени. Отрисовка Юлии Безбах
Сорин. Отрисовка Юлии Безбах
Женщины. Отрисовка Юлии Безбах
Элемент декорации. Отрисовка Юлии Безбах
Элемент декорации. Отрисовка Юлии Безбах
Элемент декорации. Отрисовка Юлии Безбах
Элемент декорации. Отрисовка Юлии Безбах
Элемент декорации. Отрисовка Юлии Безбах
Элемент декорации. Отрисовка Юлии Безбах
Элемент декорации. Отрисовка Юлии Безбах
Элемент декорации. Отрисовка Юлии Безбах
Элемент декорации. Отрисовка Юлии Безбах
Элемент декорации. Отрисовка Юлии Безбах
Элемент декорации. Отрисовка Юлии Безбах
Элемент декорации. Отрисовка Юлии Безбах
Элемент декорации. Отрисовка Юлии Безбах
Элемент декорации. Отрисовка Юлии Безбах
Элемент декорации. Отрисовка Юлии Безбах
Элемент декорации. Отрисовка Юлии Безбах
Элемент декорации. Отрисовка Юлии Безбах
Элемент декорации. Отрисовка Юлии Безбах
Арка. Отрисовка Юлии Безбах
Падуга. Отрисовка Юлии Безбах
Фон (акварель). Отрисовка Юлии Безбах
Зал Александринского театра